Фотографии лгут, но люди им верят…
«Казнь в Сайгоне» стала одной из самых знаменитых фотографий Вьетнамской войны. Автор получил за неё несколько наград, в том числе Пулитцеровскую премию, а Уорлд Пресс Фото (World Press Photo) признало её лучшей фотографией 1968 года.
Источник: Жжурнал/prophotos-ru
1.«Казнь в Сайгоне» была опубликована на первых полосах многих газет по всему миру, и, как считается, сыграла свою роль в изменении отношения американского общества к войне во Вьетнаме.
2. Автор знаменитого кадра – Эдди Адамс (Eddie Adams, 1933-2004) — американский фотограф.
За время своей карьеры он освещал 13 вооруженных конфликтов, работая на Ассошиэйтед Пресс, журналы «Тайм», «Ньюсуик», «Пэрэйд». Он стал автором наиболее известных фотографий многих президентов США – от Никсона до Буша-младшего, ему позировали Папа Римский, Фидель Кастро, Михаил Горбачев, Индира Ганди, а также самые знаменитые звезды шоу-бизнеса. Его работы украшали обложки модных журналов, его фоторепортажи печатались в газетах по всему миру. Но всемирную известность ему принес именно этот кадр.
3. Самую знаменитую свою фотографию «Казнь в Сайгоне» Адамс сделал 1 февраля 1968 года. В этот день он был в Сайгоне, где партизаны и войска Северного Вьетнама начали широкомасштабное наступление на столицу. Им противостояли американские войска и южновьетнамская армия.
4. Адамс отправился в китайский квартал города, где только что закончился бой за буддийскую пагоду. Его внимание привлекли два вьетнамских морских пехотинца, конвоировавших человека в клетчатой рубашке и черных шортах. Адамс наблюдал, как они доложили бригадному генералу Нгуен Нгок Лоану, что арестованный расстрелял полицейских и членов их семей. Не говоря ни слова, Лоан вытащил револьвер, вытянул правую руку, почти коснувшись стволом головы пленного, и нажал на спуск. Фотограф Эдди Адамс тоже нажал на спуск. Оба щелчка произошли практически одновременно.
5. Сам Адамс, поначалу сказавший другим журналистам в Сайгоне: «Я получил то, за чем приехал во Вьетнам», впоследствии глубоко сожалел о своем снимке, отказавшись от присужденной ему Пулитцеровской премии. «Я получил деньги за показ убийства. Уничтожены две жизни, а мне за это заплатили».
6. Эдди Адамс писал в журнале «Таймс»: «Генерал убил вьетконговца; я убил генерала своим фотоаппаратом. Фотографии являются наиболее мощным оружием в мире. Люди верят им; но фотографии лгут, даже без манипулирования ими. Они — лишь полуправда».
7. Генерала Адамс убил, конечно, не в прямом смысле этого слова. В начале мая 1968 года, во время второго сражения за Сайгон, Нгуен Нгок Лоан получил ранение в ногу, лично возглавляя атаку на контролируемый противником мост. Он был отправлен на лечение в Австралию, но там его прибытие вызвало такой общественный резонанс, что ему было отказано в лечении. Генерала перевезли в военный госпиталь в США. Но из-за промедления правую ногу Лоана пришлось ампутировать, после чего он был отправлен в отставку.
8. Сам Лоан после ранения и ухода в отставку основную часть времени посвящал раздаче подарков бездомным детям в домах беспризорных. В 1975 году, перед падением Сайгона, он просил американцев помочь ему уехать из страны, но получил отказ. Ему все же удалось бежать с семьей за границу, впоследствии он перебрался в США. В Америке Лоан обосновался в штате Виргиния, где открыл пиццерию. Когда в 1991 году его личность стала известна соседям по кварталу, Лоана предлагали депортировать из страны как военного преступника. Этого не произошло, однако бизнес бывшего генерала пришел в упадок. На стене его пиццерии неизвестные писали: «Мы знаем, кто ты».
9. Когда Нгуен Нгок Лоан жил в США, Адамс принес извинения Лоану и его семье за снимок, изменивший их жизнь. После смерти генерала он написал: «Этот парень был героем. Америка должна была бы плакать. Для меня ужасно видеть, что он ушел, и никто ничего о нем не знает».
10. Он хотел, чтобы славу ему принесла не эта, а другая фотография, сделанная одиннадцать лет спустя. Адамс тогда сфотографировал плывущих в Таиланд беженцев из коммунистического Вьетнама, лодку которых власти отказались принять в своей стране. Эти снимки заставили президента Картера и Конгресс разрешить иммиграцию вьетнамских беженцев в США.
«Я бы предпочел, чтобы меня помнили за серию фотографий о сорока восьми вьетнамских беженцах, которые умудрились добраться до Таиланда на девятиметровой лодке только для того, чтобы быть отбуксированными обратно в открытое море тайскими военными моряками, — говорил он. — Этот фоторепортаж помог убедить президента Картера помочь этим людям. Мои фотографии принесли реальную пользу».